100 лет - 100 дней
Специальный проект 
к юбилею «Известий»
Портрет года Татьяна Калмыкова

1999. Конец эпохи

1999-й — последний год второго тысячелетия, 200-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, «разворот над Атлантикой» Примакова, серия взрывов жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске, начало второй чеченской войны… Журналисты «Известий» информируют своих читателей не только о событиях, происходивших в этом году, но и предлагают заглянуть в будущее. Даже самый смелый прогнозист не мог предположить, что 31 декабря 1999 года в новогоднем обращении к стране президент Борис Ельцин объявит о своем уходе.

Фото: архив "ИЗВЕСТИЯ"/Юрий Штукин

Новостная колонка первого номера «Известий» сообщает, что специальная парламентская комиссия по импичменту президенту РФ Борису Ельцину, которую возглавлял Вадим Филимонов (фракция КПРФ), завершит работу в феврале. Комиссия уже рассмотрела все пять пунктов обвинений, выдвинутых против главы государства. И последний из них — геноцид российского народа.

Большая часть населения, разочаровавшись в Борисе Ельцине, хотела видеть своим президентом Евгения Примакова. Это был первый после Петра Столыпина сильный и относительно самостоятельный премьер, опиравшийся на парламентское большинство, имевший собственный политический вес и базу поддержки. Приняв страну после дефолта, он за короткий срок сумел разрулить сложнейшую политическую и экономическую ситуацию. Ельцин и его сторонники, обеспокоенные растущим авторитетом Примакова, были готовы отодвинуть его на задний план. И такая возможность им скоро представилась.

В начале февраля умер 63-летний король Иордании Хусейн бен Талал — символ мира на Ближнем Востоке и просто мудрый и обаятельный человек. СМИ уже сообщили, что на похороны полетит премьер-министр арабист Евгений Примаков — он хорошо знал Хусейна. Но в последний момент Ельцин решил показать, кто в доме хозяин. «Достаточно было увидеть сияющее лицо российского президента при спуске с трапа самолета в Аммане, чтобы понять: отнюдь не скорбь по ушедшему в лучший мир коллеге заставила Ельцина пренебречь советами врачей и совершить этот тяжелый перелет. Проще говоря, Ельцин не захотел, чтобы вместо него на мероприятие президентского уровня от России полетел «другой президент» — Примаков», — сообщали «Известия».

Приземление российского спецсамолета в аэропорту иорданской столицы заставило мировые телекомпании прервать другие передачи. Журналисты и политики восприняли приезд российского президента в Иорданию как главное политическое событие в мире. «Ясно, что Бориса Ельцина стимулировало к поездке и желание увидеться с «другом Биллом» и «другом Жаком» и напомнить им, что рано его сбрасывать со счетов». (Читайте «Известия» от 9 февраля 1999 года.) ​​​​​​​

А очень скоро Ельцину представился блестящий повод и для отставки кабинета Примакова. Глава правительства 24 марта направлялся с официальным визитом в Америку. Во время полета ему позвонил вице-президента США Альберт Гор и сообщил, что началась военная операция НАТО против Югославии. Узнав о бомбардировке, Евгений Примаков развернул свой самолет над океаном и вернулся в Москву. Такое решение он принял без консультаций с Кремлем. Демарш премьер-министра политики и общество восприняли неоднозначно: одни считали, что это красивый, но бессмысленный жест, другие, наоборот, назвали достойным поступком, третьи откровенно осуждали. Ведь на кону стояли $5 млрд кредита, который МВФ мог бы предоставить России, реструктуризация советских внешних долгов и согласование ряда контрактов в общей сложности на $7 млрд. Ельцин официально одобрил действия премьера, ведь народное мнение на этот счет было однозначным. Но президент не забыл, зачем Примаков летел в Штаты. (Читайте «Известия» от 25 марта 1999 года.) ​​​​​​​

Демарш Примакова, фактически поддержавшего Слободана Милошевича, привел к тому, что решение важных для страны вопросов было отложено в долгий ящик. В тот же день (и на следующие) полосы российских газет запестрели статьями на тему того, что потеряла Россия из-за «воздушных маневров» премьер-министра. Тон публикаций не оставлял сомнений: дни кабинета Примакова сочтены. (Читайте «Известия» от 27 марта 1999 года.) 

1999-й стал годом трех премьеров: после Примакова правительство возглавил Сергей Степашин. Но менее чем через три месяца Ельцин предложил на должность нового премьера Владимира Путина, своего преемника. Смена российского главы правительства практически не вызвала опасений на Западе. Там знали: в России началась подготовка к парламентским и президентским выборам. Владимир Путин воспринимался как продолжатель той же политической линии — Запад не ожидал изменений в политике Кремля. (Читайте «Известия» от 10 августа 1999 года.) 

Кандидатура Владимира Путина на пост премьер-министра России рассматривалась Государственной думой на пленарном заседании, проходившем 16 августа. Ее утвердили с первого захода: поддержали 232 парламентария, против высказались 84. Сами депутаты отмечали, что лоббистские усилия сотрудников администрации президента были минимальны.

Главный вопрос, который волновал депутатов, — будет ли начавшаяся избирательная кампания благополучно доведена до конца. Даже самая актуальная тема — ситуация на Северном Кавказе — почему-то отодвинулась на второй план и обсуждалась в увязке с другой проблемой: возможно или нет введение чрезвычайного положения. (Читайте «Известия» от 17 августа 1999 года.) 

Владимир Путин, в первый же день встретившись в своем новом качестве с журналистами, заявил, что ради политической стабильности в 2000 году непременно будет баллотироваться в президенты.

А ситуация в Чечне оставляла желать лучшего. Подписанные в 1996 году Хасавюртовские соглашения мира не принесли. Криминальные структуры безнаказанно делали бизнес на захватах заложников с целью выкупа. «Транзит через Чечню — путь в заложники, — писали «Известия». — Россияне, покупающие билеты на поезд Москва–Баку или Москва–Тбилиси, должны осознавать, что подвергают себя серьезному риску. Эти маршруты пролегают через территорию Чеченской Республики… Не исключено, что ваша личность кому-то из стражей ислама покажется подозрительной. Тогда ваше путешествие может неожиданно прерваться и уютную постель вагонов вы смените на нары лагеря для пленных». (Читайте «Известия» от 6 марта 1999 года.) 

Но заложниками чеченских террористов могли стать не только пассажиры транзитных поездов. В аэропорту Грозного 5 марта похитили полномочного представителя МВД РФ в Чечне Геннадия Шпигуна. Лайнер, в котором генерал должен был лететь в Москву, уже вырулил на взлетную полосу. И вдруг из багажного отделения выскочили боевики в масках. Один из них приказал остановить самолет, а другие, оглушив прикладами заложника, потащили его к аварийному люку. Внизу похитителей ждали уазики.

Террористы потребовали за Шпигуна выкуп $3 млн. Министр внутренних дел Сергей Степашин предложил обстрелять банды боевиков ракетными комплексами «Точка-У», но представители Чечни при МВД заверили: Шпигун будет освобожден в ближайшие дни. А точечные обстрелы только обострят и без того непростую обстановку в Чечне. (Читайте «Известия» от 10 и 11 марта 1999 года.) 

После дерзкого похищения полпреда ходили слухи, что Геннадий Шпигун жив, но место его содержания боевики часто меняют. Затем промелькнула информация о побеге заложника… В марте 2000 года на территории Чечни обнаружат труп мужчины. Сослуживцы полпреда визуально опознают, а судебно-медицинская экспертиза Кабардино-Балкарии подтвердит: это Шпигун. Правда, установить, отчего погиб генерал, не удастся. Одна из версий — получил травму и замерз в зимнем лесу. Причины похищения генерала тоже выдвигались разные. Не исключалась и версия о причастности к этому делу Бориса Березовского. (Читайте «Известия» от 9 февраля 1999 года.) 

В начале августа 1999-го чеченские боевики во главе с Басаевым и Хаттабом перешли дагестанскую границу и заняли два селения, где хотели создать исламскую республику. Ядро группировки составляли иностранные наемники и бойцы международной миротворческой бригады, связанной с «Аль-Каидой». Захватчики рассчитывали на поддержку населения, но дагестанцы оказали отчаянное сопротивление. Более месяца федеральные силы сражались с боевиками. В результате бандиты отступили обратно в Чечню. (Читайте «Известия» от 5, 7 и 11 сентября 1999 года.) 

В начале осени в нескольких городах России произошла серия терактов: 5 сентября в результате взрыва дома в Буйнакске погибли 62 человека, 9 сентября в Москве на улице Гурьянова — 92 человека, 13 сентября на Каширском шоссе — 118 человек. А 15 сентября в Волгодонске рядом с девятиэтажным жилым домом сдетонировал грузовик с взрывчаткой. Погибли 19 человек, 89 были госпитализированы. Все взрывы происходили ночью. (Читайте «Известия» от 7,11,14 и 17 сентября 1999 года.) 

Страшное слово «гексоген» не сходило с уст россиян. Жители сами пытались себя обезопасить. В Москве создавались отряды добровольцев, вместе с милицией они дежурили по ночам, проверяли подвалы и чердаки домов.

После трагических событий российские войска 23 сентября начали массированные бомбардировки Грозного и его окрестностей и 30 сентября вошли на территорию Чечни. Контртеррористическая операция на Северном Кавказе вошла в активную фазу боевых действий и продолжалась до 2000 года. Позже, по мере установления контроля федеральных Вооруженных сил России над территорией данного региона, она перейдет в ведение местных чеченских сил самоуправления и самообороны.

Выборы депутатов в Госдуму в России прошли 19 декабря. В целом состав Государственной думы 3-го созыва оказался более правым, чем состав Думы 2-го созыва (1995). До начала 2000-тысячного оставалось совсем немного времени. Шли споры: третье тысячелетие начнется в 2000 или 2001-м? Магия цифр будоражила воображение. Особенно когда «ученые умы мира» поняли, что компьютеры могут дать сбой и вместо 2000 года в виртуальном мире «начнется 1900-й».

Что ждет нас в новом тысячелетии? Этот вопрос задавали 6 млрд землян. «Известия» пытаются хотя бы отчасти удовлетворить любопытство своих читателей, представив хит-парад прогнозов. Правда, только на 20–25 лет вперед. В 1999-м нам предсказали: компьютеры полностью возьмут на себя заботу о доме, а в тело человека будут имплантированы микрочипы, произойдет первое клонирование человека, а в 2025-м появятся клонированные динозавры из генерированных компьютером молекул ДНК. XXI век будет отмечен распространением бесплодия и падением рождаемости. Численность населения планеты заметно сократится уже к 2035 году. Искусственный интеллект достигнет уровня интеллекта человека.

Количество терактов в будущем столетии возрастет, их последствия будут гораздо более разрушительными. Некоторые террористы получат доступ к оружию массового уничтожения. Но, давая прогноз на XXI век, никто не мог и предположить, что за пять минут до начала 2000 года президент России Борис Николаевич Ельцин попросит у соотечественников прощения за несбывшиеся «наши с вами мечты» и скажет: «Я ухожу…».

​​​​​​​Архив газеты «Известия»:


Выборы года. 19 декабря 1999 года состоялись выборы в Государственную думу Федерального собрания третьего созыва. Пятипроцентный барьер преодолели шесть партий и объединений. КПРФ получила 23,32%, межрегиональное движение «Единство» («Медведь») — 23,32%, движение «Отечество — Вся Россия» — 13,33%, «Союз правых сил» — 8,52%, «Блок Жириновского» — 5,98%, объединение «ЯБЛоко» — 5,93%. Председателем ГД вновь был избран Геннадий Селезнев (КПРФ), первым заместителем — Любовь Слиска («Единство»). (Читайте «Известия» от 20 декабря 1999 года).

Юбилей года. Россия пышно, с размахом отметила 200-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. На родине Пушкина в Москве были установлены многочисленные памятники, сооружен Пушкинский фонтан, открыто кафе, носящее имя поэта. На сценах театров шли спектакли, поставленные по произведениям классика. А сборная России по футболу 5 июня 1999 года выиграла матч у французов — чемпионов мира на их стадионе «Стад де Франс», где они никогда не проигрывали. И свою победу посвятила великому поэту. Одна из газет, освещая игру французов с русскими, дала язвительный заголовок «Родине Дантеса от потомков Пушкина». (Читайте «Известия» от 5 июня 1999 года.)

Фильм года. В Кремлевском дворце 20 февраля 1999 года состоялась премьера фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». Известно, что по просьбе режиссера
специально для съемок фильма отключали внутреннее освещение кремлевских звезд. Такое происходило всего один раз — когда началась Великая Отечественная война. Критика по-разному отзывалась об этом фильме. Но с тем, что это произведение крупного мастера, виртуозно владеющего всей кинематографической палитрой красок, цветов, оттенков, что в «Цирюльнике» играют первоклассные актеры и звучит прекрасная музыка Эдуарда Артемьева, согласились все. (Читайте «Известия» от 23 февраля 1999 года.)​​​​​​​

Золото года. Чемпионат мира по фигурному катанию в Хельсинки стал историческим для нашей сборной. Соревнования проводились в категориях «женское одиночное катание», «мужское одиночное катание», «парное катание» и «танцы на льду». Наши фигуристы Алексей Ягудин, Мария Бутырская, Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, Анжелика Крылова и Олег Овсянников взяли «всё золото мира». «Известия» отмечали, что чемпионат прошел под знаком российской команды. А главный секрет успеха наших фигуристов «именно в командном духе и в сплоченности». (Читайте «Известия» от 16 апреля 1999 года.)

Потеря года. 20 сентября 1999 года ушла из жизни Раиса Горбачева (1938–1999). Будучи просто женой, она перевернула представление о современной русской женщине в стране и мире. Образ изящной, элегантной, ухоженной первой леди был совершенно новым для соотечественников. Она вызывала одновременно зависть и восхищение женщин, осуждение и уважение мужчин. Раиса Горбачева символизировала эпоху не меньше, чем ее муж, первый президент СССР Михаид Горбачев. Горбачевы стали первой политической парой в новейшей истории страны — до этого жены лидеров были просто приложением к мужьям. (Читайте «Известия» от 1999 года.)

Лица года: 

Ирина Роднина. В 1999-м Международный олимпийский комитет признал Ирину Роднину лучшей спортсменкой XX столетия. Она трижды побеждала на Олимпийских играх, 10 раз поднималась на высшую ступеньку пьедестала мировых первенств и 11 — европейских. Вместе с Владиславом Третьяком 7 февраля 2014 года зажгла Олимпийский огонь на церемонии открытия Олимпиады в Сочи. Член Совета при президенте РФ по физической культуре и спорту. В «Единой России» руководит внутрипартийными проектами «Дворовый тренер», «Школьный спорт» и «Россия: мы должны жить долго». (Читайте «Известия» от 31 декабря 1999 года.)

Алла Сурикова. Одна из немногих женщин-режиссеров, решившихся снимать комедии («Человек с бульвара Капуцинов», «Будьте моим мужем», «Ищите женщину»)… Многие из них вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. Первые награды молодому режиссеру принесла комедия-мелодрама «Суета сует», главных персонажей которой блестяще сыграли Галина Польских и Фрунзик Мкртчян. Комедия Аллы Суриковой «Хочу в тюрьму» получила приз за лучшую мужскую роль (Владимир Ильин) на кинофестивале «Кинотавр-99».  (Читайте «Известия» от 27 января 1999 года).​​​​​​​

Наверх
О проекте:
Россия и «Известия»: 100 лет вместе. Каждый день мы публикуем материалы по году из истории газеты, истории страны: события, лица, знаковые статьи и архивные документы. Пройдите с нами по страницам прошлого.


Юбилейный номер газеты

Архив газеты


События


Лица
Наверх